пятница, 19 августа 2011 г.

Зайчики в трамвайчике...

Гаврилин начал свою речь хорошо и просто:
— Трамвай построить,— сказал он,— это не ешака купить.

(И.Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев)

В отличие от города Старгорода, трамвай в Иерусалиме открыли без митингов, просто и буднично. И то сказать, горожане привыкли к процессу обкатки трамваев. Серебристые вагоны едва ли не полгода летучими голландцами проносились туда-сюда по улице Яффо, нежно звоня на перекрестках. Сравнение с кораблями-призраками здесь вполне уместно. Сдвоенные вагоны повышенной вместимости и повышенного комфорта были пусты.
Поэтому немногие в эту пятницу обратили внимание на белые с красной эмблемой флажки компании "Ситипас", развешанные вдоль трассы иерусалимского трамвая. Я, скажу честно, не обратил. Мирно шел себе на рынок. На перекрестке ко мне подходит мальчик в фирменной футболке и с фирменной котомкой на плече. Дает проспектик, который я вежливо беру, чтобы выбросить в ближайшую урну. И говорит мне такие слова: "Мой господин, иерусалимский трамвай к Вашим услугам с сегодняшнего дня". - "О!" - вскричал я, будто отрок сообщил мне о прибытии Мессии-машиаха. - "Наконец-то!"
"А еще рад Вам сообщить" - продолжает он - "что две недели поездка в иерусалимском трамвае будет бесплатной".
После такого известия только ленивый не прошел бы до следующего перекрестка, до трамвайной остановки. Или человек хладнокровно-расчетливый, прикинувший, что нет смысла стоять десять минут в ожидании прибытия серебристого вагона, если до рынка отсюда всего ничего: минут восемь ходьбы. Но я в то утро не оказался ни ленивым, ни расчетливым.
В вагоне было прохладно, в вагоне было не тесно, в вагоне было весело. Я снова почувствовал себя как в далеком детстве, когда главное - ехать. Не важно сколько времени длится поездка, главное - затаив дыхание, рассматривать убегающие назад дома, прохожих, магазины.
Кстати, о магазинах. Продавцы магазинов на улице Яффо уже семь лет назад распрощались с большими доходами. Вообще с доходами распрощались. Улицу копали и перекапывали, мостили и проводили вдоль нее трамвайные пути. На это время поток посетителей уменьшился катастрофически. И продавцы, кто мог - закрыли магазины и уехали со ставшей невыгодной улицы. Те же, кто не мог - оставались и надеялись на лучшее.
В эту пятницу, эти надежды материлизовались в столиках и креслах перед кафешками, казалось бы приглашавших прохожих присесть и поглядеть на новую иерусалимскую забаву - трамвай.
О трамвае в столице начали говорить не семь, а тринадцать лет назад, в октябре 1997 года. Первоначально предполагалось, что город будет осчастливлен новым современным и удобным видом транспорта в 2008 году. С расчетами, как всегда, вышла промашка. К чести строителей скажем, что в 2000 - 2001 годах строительство не велось по причинам от строителей не зависящим. В это время дядюшка Арафат зажег вторую интифаду. Перерытая улица на границе между еврейскими и арабскими кварталами несколько сдерживала пыл "пионеров-героев", стремившихся погеройствовать и побуянить.
Дядюшка Арафат благополучно скончался. Вместе с ним куда-то исчезли миллиарды, собранные для его затей сердобольными европейцами. Строительство же иерусалимского трамвая продолжалось, постепенно становясь городской легендой. За это время сменились два градоначальника. Третий же, нынешний, сумел довести долгоиграющее строительство до победного конца. За что ему честь и хвала. Ведь трамвай построить - не ешака купить.
Так лет десять назад представляли себе художники Иерусалимский трамвай. Настенная роспись на улице Яффо.

Комментариев нет: